Когда появилось ОСАГО в России

Каждый автомобилист в России обязан во время езды на машине иметь действующий полис ОСАГО. Однако, несмотря на то что обязанность по страхованию автогражданской ответственности лежит на собственниках транспортных средств уже более 15 лет, многие граждане не до конца понимают назначение и необходимость этого страхового продукта.

При ОСАГО страховой случай наступает при ДТП, когда водитель своими виновными действиями, заключающимися в нарушении правил передвижения, нанес ущерб имуществу или здоровью третьих лиц. Таким образом, получателем выплат по полису становится не сам страхователь, а потерпевший в результате его неправомерных действий. Автомобиль виновнику придется восстанавливать за счет собственных средств.

Это принципиальное отличие ОСАГО от КАСКО. По последнему же водитель сам получит компенсацию на ремонт своего автомобиля. Однако перечень страховых случаев по КАСКО несколько ограничен, и их полный список прописан в соответствующем договоре. ОСАГО же многим кажется бесполезной тратой денег, однако это не так, поскольку предпосылки для введения обязательной автогражданки в России были весьма серьезными.

История появления обязательного страхования

Страховать транспортные средства стали в США. Интересен вопрос, с какого года это произошло. Первый подобный договор был заключен в 1898 году. Согласно его условиям страховая компания была обязана выплатить водителю авто определенную сумму компенсации в том случае, если транспорт получит повреждения при столкновении с конным экипажем, что на тот момент было весьма актуально.

История ОСАГО

В начале XX века страхование было добровольным, да и количество автомобилей в целом было невелико. Лишь после Первой мировой войны американские промышленники освоили конвейерное производство. Это стало началом эпохи массовой автомобилизации, когда машины стали вытеснять с улиц конные экипажи.

В 1925 году решением властей Массачусетса на территории штата стал действовать закон об обязательном страховании транспортных средств. Причем компенсации в случае ДТП по данному правилу получали не водители, а пострадавшая сторона. Это был первый случай страхования автогражданской ответственности в мире, далее оно стало обязательным.

С развитием процессов, связанных с автомобилизацией, подобная практика распространилась и на другие штаты США, а чуть позже и на европейские государства.
После Второй мировой войны, в рамках взаимного сближения и интеграции стран Европы, была введена единая система страхования автогражданской ответственности, применяемая и сегодня на всей территории Евросоюза.

В Российской империи и СССР степень автомобилизации была крайне мала, особенно по сравнению с США и европейскими странами, поэтому вопрос об автомобильном страховании не поднимался на протяжении всей первой половины XX века. Только после введения в строй промышленных гигантов автомобилестроения, в частности Волжского автозавода, количество личного транспорта в Советском Союзе стало увеличиваться.

Поэтому в 1984 году Совет Министров СССР издал Постановление, которое вводило практику страхования имущества, а также жизни и здоровья водителя и пассажиров автомобиля на случай ДТП. Оно было исключительно добровольным и представляло собой некий аналог современного КАСКО.

Предпосылки и цели

Количество личного автотранспорта на дорогах стало резко расти после распада СССР, уже в 90-е годы. Несформированная культура вождения, плохое состояние дорог, неудовлетворительное техническое состояние многих автомобилей привело к росту аварийности. Несовершенство правовой базы и низкий уровень благосостояния населения приводили к тому, что виновники ДТП не имели возможности компенсировать ущерб, принесенный ими в результате аварий.

90-е годы стали временем расцвета криминальных схем, связанных с так называемыми «автоподставами». Суть их заключалась в том, что преступники инициировали ДТП таким образом, что виновными выставлялись обычные автовладельцы, с которых позже различными методами, в том числе и противоправными, «выбивались» деньги в счет компенсации ущерба.

Таким образом, целями введения ОСАГО были:

  • повышение культуры вождения, стимулирование водителей соблюдать ПДД;
  • обеспечение финансовой защиты собственников ТС;
  • пресечение криминальных схем.

Кроме этого, введение ОСАГО преследовало косвенную цель, заключающуюся в снижении темпов автомобилизации, поскольку содержание автомобиля стало обходиться недешево.

Возникновение ОСАГО в России

Первые предложения по введению обязательной автогражданки стали поступать законодателям от представителей профильных ведомств еще в 1993 году. Однако на протяжении всех 90-х годов данный вопрос в принципе не рассматривался. Связано это было с политической нестабильностью и сложной ситуацией в сфере экономики.

Только в 2000 году законопроект о введении обязательной гражданской ответственности собственников ТС впервые был рассмотрен на заседании нижней палаты парламента. К нему было внесено множество замечаний, а особое разногласие вызвал порядок определения тарифов.

На протяжении длительного времени в законопроект вносились различного рода поправки, пока в 2002 году соответствующий закон, предусматривающий обязательное страхование ответственности владельцев автомобилей, не был принят и подписан президентом РФ.

Разработка современного закона об ОСАГО

Принятие закона об ОСАГО было крайне негативно воспринято автовладельцами и отдельными представителями бизнеса в сфере страхования. Несмотря на то что нормативный акт был принят в 2002 году, его введение в силу было отложено до лета 2003 года, поскольку этот срок был нужен для того, чтобы водители смогли подготовиться к необходимости обязательного приобретения полисов, а страховые компании – к наплыву клиентов.

В 2005 году депутаты ряда региональных законодательных органов коллективно обратились в конституционный суд РФ с целью проверки обоснованности введения ОСАГО и соответствии его положениям Основного Закона страны. Судьи КС РФ не нашли в нормативном акте об автогражданке нарушений конституционных прав граждан и оснований для его отмены. Также ими была подтверждена законность оформления полиса ОСАГО на каждый автомобиль, находящийся в собственности одного владельца, факт чего особенно подвергся критике противников обязательного страхования.

На сегодняшний день сфера автострахования находится в России в стадии развития. До сих пор не урегулированы многие вопросы, особенно связанные с обоснованностью формирования тарифов. В этой связи периодические изменения законодательства об ОСАГО исключать нельзя.

В последнее время на различных уровнях все чаще говорят об отмене обязательной автогражданки. Данные воззрения лишены оснований, однако изменения содержания действующих норм, регулирующих данный тип страхования, вполне возможны.

Введение электронного страхования

С развитием компьютерного документооборота и цифровых технологий возникла необходимость во введении электронного страхования. С 2015 года у автовладельцев появилась возможность приобретения электронных страховых полисов, а с 2017 года вышло указание ЦБ о том, что все страховщики обязаны внедрить функционал по оформлению подобной страховки через свои сайты в интернете.

Электронное страхование преследует своей целью возможность более быстрого и удобного приобретения полиса. Кроме этого, результатом его введения стало значительное снижение числа поддельных документов. Также возможность оформления электронной страховки позволила решить проблему с недобросовестным поведением отдельных страховщиков, которые отказывали водителям в приобретении полисов без дополнительных платных услуг.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: