Что такое КБМ в ОСАГО

Полис ОСАГО является обязательным для каждого автолюбителя, проживающего на территории России. Приобретая его, человек страхует ответственность гражданского характера в случае причинения ущерба другим участникам движения во время езды на машине. Иными словами, расходы, связанные с ремонтом чужого авто, станут заботой страховой компании, а не водителя.

Несмотря на то что ОСАГО действительно защищает автовладельцев от непредвиденных крупных расходов, некоторые из них негативно относятся к обязательной автогражданке. До сих пор многие водители передвигаются на машинах без оформленной страховки, хотя это и запрещено законом, а нарушители привлекаются к административной ответственности.

Причиной тому является стоимость полиса ОСАГО. Для большинства российских автовладельцев она оказывается довольно высокой. При этом мало кто знает о том, что существует действенный метод снизить цену страховки. Для этого необходимо придерживаться аккуратной езды без нарушений ПДД. Речь идет о таком модификаторе, как КБМ, который в своих расчетах используют все страховщики.

КБМ

ОСАГО является наиболее нормативно отрегулированным видом страхования в России. Процедура заключения договора, действия граждан и компаний при страховом случае и правила выплат возмещения содержатся в государственных правовых актах. Это также касается и тарифов на обязательную страховку.

КБМ в ОСАГО

Стоимость автогражданки не является определенным образом зафиксированной, а складывается из следующих составляющих:

  1. Базовый тариф.

Он напрямую зависит от того, какого типа страхуется ТС, а также каков статус самого страхователя. Его размер устанавливается государством, однако страховые организации вправе уменьшать или увеличивать значение этого параметра в пределах определенного диапазона.

  1. Коэффициенты.

Они являются модификаторами базового тарифа. Значения коэффициентов также устанавливаются на государственном уровне, при этом изменять их страховщики по своему усмотрению не могут. Параметры этих модификаторов зависят от характеристик конкретного автомобиля и особенностей, связанных с водителем непосредственно.

Собственно, стоимость ОСАГО представляет собой произведение базового тарифа и данных модификаторов.

Коэффициент бонус-малус является одним из основных и определяющих значений, от которого во многом и зависит конечная цена полиса. Он «закрепляется» за самим водителем лично и не зависит от типа и модели автотранспортного средства. Значение КБМ формируется исходя из частоты попадания автовладельца в ДТП, то есть за безаварийную езду положены скидки по ОСАГО.

Что такой показатель дает владельцу страхового полиса

Рассматриваемый коэффициент является инструментом, который позволяет значительно сэкономить на стоимости полиса. Чем он ниже, тем меньше будет стоить страховка. И, напротив, высокие значения вынуждают водителя отдать значительно большую сумму денег.

Как рассчитывается

Если ОСАГО приобретает владелец ТС, который ранее не имел опыта езды на автомобиле, то для него значение КБМ будет равно единице. Естественно, на стоимость полиса оно не окажет никакого воздействия.

Если в течение года автовладелец не будет по своей вине попадать в аварии, то это значение снизится до 0,95. Соответственно, водитель приобретет новый полис уже с небольшой скидкой. При дальнейшей безаварийной езде параметр будет падать на 5% от изначального его значения, достигнув минимума в 0,5, что позволит купить страховку с 50% скидкой.

Таким образом, КБМ является мерой поощрения для ответственных водителей, он стимулирует их соблюдать правила во избежание ДТП.

Если же автовладелец попадает в аварию, то показатель коэффициента начинает увеличиваться. При частых ДТП он может достигнуть максимального значения. На практике это означает, что неаккуратные страхователи будут платить денег за полис значительно больше, что обеспечивает возмещение убытков страховщиков при оказании услуг водителям, имеющим повышенные страховые риски.

Когда применяется

По общему правилу договор ОСАГО подписывается на срок в 1 год. После этого он перезаключается на новых условиях. Соответственно, коэффициент используется при расчете цены страховой услуги до заключения соглашения.

Следует отметить, что класс водителя для ОСАГО не принимается во внимание при приобретении транзитного полиса.

Таблица КБМ ОСАГО 2019

На сайте Российского союза автостраховщиков имеется таблица, где в каждой графе указывается класс КБМ, который устанавливается для водителей, а также его значение. Эти параметры неизменяемы, а страховые компании на них влиять не могут.

Ниже представлена таблица КБМ с указанием класса и соответствующего ему значения коэффициента:

Класс водителя Коэффициент
М 2,45
0 2,3
1 1,55
2 1,4
3 1
4 0,95
5 0,9
6 0,85
7 0,8
8 0,75
9 0,7
10 0,65
11 0,6
12 0,55
13 0,5

Класс определяется на начало годового срока страхования по количеству инцидентов, окончившихся выплатами. То есть то, какую позицию  займет водитель, определяется количеством совершенных им ДТП за рассматриваемый период.

Как узнать и проверить свой КБМ

Поскольку КБМ является фактором, значительно влияющим на стоимость полиса, РСА была создана специальная база данных, содержащая необходимую информацию по каждому автовладельцу.

Где в полисе ОСАГО указан

Бланк полиса ОСАГО не имеет поля для простановки в нем сведений о КБМ. В этой связи узнать значение коэффициента по нему не получится. Однако некоторые страховые организации могут указывать КБМ в графе, содержащей ФИО автовладельца. Однако это не является общепринятой практикой.

КБМ в обязательном порядке указывается в заявлении на ОСАГО, причем значение коэффициента проставляется в нем сотрудником страховой компании на основе сведений из базы РСА.

Что делать, если пропал

Иногда случается, что страховые компании ошибочно рассчитывают стоимость ОСАГО, используя неверное значение коэффициента. Тому причиной становятся как сбои в базе, контролирующей деятельность страховых компаний, так и ошибки сотрудников страховой.

Если такая ситуация произошла, то водителю следует составить заявление на восстановление значения коэффициента. Оно направляется в страховую компанию. К заявлению следует приложить документы, подтверждающие изложенное в нем. Это может быть как старый полис, так и справка от предыдущей страховой компании о том, что выплат за определенный период не производилось. Рассмотреть заявление, по общему правилу, обязаны в кратчайший срок после того, как оно поступило. Обычно страховщики идут навстречу водителям и перерасчитывают стоимость страховки с учетом актуального значения коэффициента.

Если же страховая компания отказывается принять доводы автовладельца, то последний вправе обратиться с жалобой в РСА. Также аналогичные бумаги следует направить в органы прокуратуры и Роспотребнадзора.

Как проверить

Водитель может в любой момент проверить свой параметр коэффициента бонус-малус. Для этого ему не нужно даже обращаться в свою организацию, где он покупал страховку. Вся необходимая информация имеется на сайте РСА. Для этого в специальную форму следует ввести номер страхового полиса и водительского удостоверения, после чего сведения о текущем КБМ будет доступны автовладельцу. Этой же базой пользуются и страховщики при расчете стоимости страхового продукта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: