Страховая отказала в выплате по ОСАГО

Покупка полиса ОСАГО для автовладельца знаменует уверенность в завтрашнем дне и в страховой компании, где был оформлен полис. На деле не все страховые готовы выплачивать компенсацию, даже если требования их клиента правомерны. Пострадавшего водителя волнует, что необходимо предпринять в подобной ситуации.

Может ли страховая компания отказать в компенсации

Этот вид бизнеса в России на данный момент сложно поддаётся контролю. Каждая подобная организация имеет свою форму типового договора. Перед тем как поставить подпись, необходимо внимательно ознакомиться со всеми пунктами условий, чтобы потом не попасть в неловкую ситуацию. Страховщик может отказать в выплате ОСАГО по надуманным поводам, ведь задача такой фирмы – максимально сохранить свои средства, невзирая на нужды клиентов. Однако, даже с учётом подписи на документах, есть возможность оспорить отрицательное решение о покрытии расходов на ремонт в суде. И, как правило, суд остаётся на стороне клиента. Не нужно бояться судебных разбирательств, если другим способом договориться не удалось.

Отказ в выплате по ОСАГО

Компенсацию пострадавшей стороне при ДТП должны выплатить по полису виноватого в столкновении. Есть шанс добиться помощи по страховке пострадавшего, но потом последует перерасчёт, и страховщик виновника компенсирует траты.

Неправомерные основания

Есть ряд оснований, на которые ссылаются обеспечительные организации при несогласии с выплатами. Некоторые из них, казалось бы, серьёзные, но изначально неправомерны:

  • виновник создал аварийную ситуацию (с причинением вреда здоровью) намерено;
  • ответственный за аварию был без водительского удостоверения;
  • виновный скрылся с места происшествия (потом вернулся) или был в алкогольном опьянении;
  • ДТП случилось в нестраховой период;
  • виновник не вписан в ОСАГО;
  • часть акта происшествия с места аварии не была вовремя передана в страховую;
  • не проведена экспертиза авто;
  • восстановление или уничтожение машины произошло раньше 15 дней после аварии (Европротокол);
  • закончилась диагностическая карта у виновника;
  • ошибка в данных полиса;
  • не все документы предоставлены в страховую;
  • причина столкновения – в неисправности авто, которую не выявили при оформлении диагностической карты, хотя это было возможно;
  • забрали лицензию у организации;
  • виновный подал возражения относительно акта ГИБДД;
  • заявление подал не собственник авто.

Правомерные причины

Согласно российскому законодательству существует ряд существенных поводов, по которым обеспечительная организация может официально отказать заявителю. Самые распространенные из них на практике:

  • Закончился срок действия страховки. Пострадавшему остаётся договариваться с организатором происшествия о компенсации.
  • В страховке не указан водитель.
  • Неправильно составлен протокол с места происшествия или отсутствует вовсе.
    Менее распространенные основания:
  • Если ДТП было подстроено с целью получения материальной выгоды от страховщика.
  • Произошло внешнее неконтролируемое воздействие (землетрясение, цунами и пр.).
  • Авто пострадало по причине военных действий или ядерной атаки.
  • Виновный в аварии не имеет страховки.
  • Невозможно провести оценку потерь клиента.
  • Заявление на возмещение было подано с опозданием.
  • Не хватает документов.
  • Требуется компенсация морального ущерба.
  • Столкновение случилось в момент прохождения практики или соревнований. Пострадала машина инструктора.
  • Второй участник не является транспортным средством.
  • Ущерб произошёл по причине перегрузки машины или из-за груза.
  • За рулем находился наемный сотрудник и он пострадал (если страхование человека предусмотрено другим видом страхования).
  • Наемный сотрудник виновен в аварии.
  • Наемный работник повредил груз или авто.
  • Ущерб причинили при погрузке или разгрузке.
  • Повреждены антикварные или коллекционные вещи (предметы).
  • Пострадали пассажиры.

Злободневных оснований не так уж много. Сопротивление страховщиков в оплате ремонта при соблюдении условий часто неправомерно.

Некоторые пункты из правомерных и неправомерных списков совпадают. Это значит, что они временно и после исправления ошибок требования страхователя должны быть удовлетворены.

Распространенные причины отказа выплаты при ДТП

Самые частые поводы для несогласия покрытия ремонта носят временный характер:

  • не полностью заполнен протокол с места аварии;
  • не произведён осмотр машины после аварии;
  • виновник сбежал или был пьян;
  • виновник не установлен;
  • в полисе нет данных водителя или заявление предоставлено не собственником.

Временная задержка возмещения ремонта – это ещё не окончательное решение. После проведения дополнительных действий, внесения данных или подачи апелляции вопрос будет решён. Что касается состояния водителя виноватого в столкновении, то это дело полиции, а не страховой организации, и никакого веса этот факт при назначении выплат не имеет.

Что делать с отказом

Для начала изучить внимательно предоставленные страховой основания о несогласии. Страховщик должен написать уведомление с обозначенными причинами (со ссылкой на их правомерность). Действия клиента:

  1. Страхователю необходимо проверить правомерность отказа в выплате по ОСАГО.
  2. Если повод для отказа не веский, следует обратиться в Российский союз автостраховщиков (РСА). И дополнительно написать заявление в ЦБ РФ. Как правило, на этом все заканчивается, ответчик разбирается с контролирующими органами по поводу выплат и начисляет положенную компенсацию.
  3. В спорных ситуациях составляется досудебная претензия на имя генерального директора компании. Её необходимо составить на грамотном юридическом языке, с указанием реквизитов для получения денег. Также перечисляются пункты нарушенных правил, сумма и сроки исполнения требования.
  4. Если добровольно руководство компании навстречу клиенту не пошло – пришло время обращаться в суд. Страховщики часто отказывают клиентам в обращениях, и судебные разбирательства являются распространенной практикой. Не все пострадавшие обращаются в инстанции, так как не хотят заниматься бумажной волокитой и тратить время. На это и рассчитывают недобросовестные страховщики.

Составление жалобы

Первичную жалобу можно подать обычным письменным заявлением на имя генерального директора организации, отказавшей в оплате по ОСАГО, и передать лично в руки их представителю с назначением входящего номера корреспонденции. Как вариант, оставить жалобу на сайте фирмы или на banki.ru с подробным обоснованием претензий и неправомерности отказа. Обязательно указать реквизиты страхователя, приложить копии подтверждающих документов.

Обращение в РСА и ЦБ

Первая инстанция, в которую лучше обратиться – это Центральный Банк. Как правильно подать жалобу:

  1. Отправить заказное письмо по почте с уведомлением. Адрес: 107018, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, ЦБ РФ.
  2. На сайте Центробанка в онлайн-приемной.
  3. Отвезти и передать лично в руки представителю по адресу: г. Москва, Сандуновский пер., д. 3, стр. 1.

В жалобе необходимо обозначить суть возражений относительно отказа в выплате ОСАГО, данные организации и обратившегося, копии документов, удостоверяющих личность, акта с места ДТП, копии ВУ всех лиц, указанных в полисе.

РСА принимает заявления в письменном виде, бланк для заполнения находится на портале Союза. Там же есть весь список необходимых документов. Рассмотрение проводится в течение 30 дней и может быть продлено на этот же срок в случае необходимости.

Досудебная претензия

Пишется на имя генерального директора фирмы-страховщика, заполняется следующим образом:

  1. В шапке бланка указываются реквизиты адресата.
  2. После – ФИО и контакты заявителя (страхователя).
  3. В теле претензии – фактические требования, подкреплённые ссылками на ФЗ и пункты в договоре.
  4. Завершить указанием реквизитов для получения денег.

Сумму компенсации можно дополнить процентами за неустойку, если разбирательства длятся более 20 дней.

Приложить копии удостоверения личности, СТС, ПТС, водительских прав, актов и извещений, полученных от ГИБДД, ОСАГО и ДУЛ представителя (если таковой имеется).

Рекомендуется предварительно заверить все копии у нотариуса. Отправить их можно по почте с уведомлением или передать лично в руки с присвоением входящего номера.

Подача иска и суд

Если ответа по всем предыдущим заявлениям не будет или придёт очередная отписка, то первичный иск подаётся в мировой суд. Предпочтительно воспользоваться услугами юриста. Мировой судья должен находиться на участке, номер которого можно узнать по адресу нахождения ответчика.

Иск составляется на основании ст. 131 ГПК РФ. Подробно указываются пункты, которые были нарушены в отношении истца, прописываются требования, доказательства и прикладываются копии бумаг, свидетельствующих о попытках досудебного решения проблемы. К иску прилагаются копии отказов в оплате ремонта, номера входящих писем на имя генерального директора страховой компании, номера жалоб в РСА И ЦБ, акт о произошедшем страховом случае. В общую требуемую сумму можно добавить (с документальным подтверждением):

  • возмещение госпошлин за подачу иска;
  • покрытие оплаты юридических услуг;
  • возмещение экспертиз, оплату трасологии, штрафов;
  • неустойку за длительность процесса.

Страховое возмещение

Если после решения мирового судьи в пользу страхователя не произошло отмены приказа, то через месяц можно получить исполнительный лист и передать его судебным приставам.
Если ответчик отменит судебный приказ, то подаётся иск в гражданский суд с тем же набором доказательств правоты. Назначается дата суда, происходит встреча в зале заседаний с представителем ответчика. В большинстве случаев истец выигрывает процесс, главное – не забыть включить в иск судебные издержки. Дальше на руки истцу выдаётся исполнительный лист, который предъявляется судебным приставам для исполнения. Дополнительно указываются реквизиты для получения компенсации на оплату ремонта машины.

Получение положенных по закону денег занимает немало времени, но не надо опускать руки. Чем больше неудовлетворенных людей будет доказывать свою правоту, тем меньше будет нарушителей, готовых рисковать своим именем и получать негативные отзывы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: